Участники траурных мероприятий, приуроченных к 17-годовщине со дня трагической гибели Петра Шевченко обращаются к руководству страны с настоятельной просьбой поднять дело из архива прокуратуры г. Киева и дорасследовать его. Текстом обращения к и.о. президента Украины Александру Турчинову и и.о генерального прокурора Украины Олегу Махницкому располагает редакция CXID.info.
«В марте 1997 г. П. Н. Шевченко выехал в Киев из Луганска в редакцию газеты «Киевские ведомости» в служебную командировку. В редакции не появился, а на следующий день был найден повешенным в заброшенной котельной (район аэропорта Жуляны). Расследованием этого резонансного происшествия занималась прокуратура г. Киева, дело находилось под личным контролем Президента Л.Д.Кучмы. Тем не менее, следствие длилось недолго, дело вскоре было закрыто и брошено в архив. Все попытки родственников, общественности, коллег-журналистов поднять дело из архива и дорасследовать его с учетом целого ряда новых обстоятельств были тщетны.
При проведении следствия в 1997 г. не были опрошены многие коллеги-журналисты, которые владеют никем не востребованной информацией. В ходе гистологической экспертизы, например, было установлено, что в течение суток до смерти П. Шевченко ничего не ел и не пил. Не выкурил ни одной сигареты, хотя он был заядлый курильщик. Кто его удерживал?
В предсмертной записке содержалось огромное количество ошибок, почерк был плохо узнаваем... И это журналист, отлично владеющий словом, прекрасный стилист? Кто и что влил, уколол ему? И главное за что? - Вопросов таких у родственников, друзей и представителей общественности г. Луганска множество. Нет только ответов на них.
Это было изощренное убийство, умело обставленное целым рядом декораций. В Луганске мало кто сомневается в этом. Многие связывают его с острыми публикациями, вышедшими в «Киевских ведомостях» накануне расправы и которые были направлены в защиту тогдашнего мэра Луганска Алексея Данилова и против коррупции в структурах областной власти.
В одном из районов Киева на доске объявлений до сих пор висит фотография Гонгадзе с подписью: «разыскивается пропавший журналист»… По данным Генпрокуратуры, за последние 12 лет в Украине были убиты шесть журналистов. Петр Шевченко стал предтечей Г. Гонгадзе. И если убийство последнего вызвало широкий международный резонанс, а дальнейшее расследование вывело на убийц в генеральских погонах, то дело об убийстве Петра Шевченко предано забвению.
Этот гордиев узел пришло время разрубить. Если новая власть действительно озабочена восстановлением истины и справедливости, настойчиво требуем от Вас возобновить производство по делу», — говорится в обращении.
-- С 1990 г. в Украине было совершено шесть убийств журналистов, -- рассказывает заместитель начальника Управления надзора за расследованиями уголовных дел следователями органов прокуратуры Генпрокуратуры Анатолий Колесник. -- Помимо нашумевших дел Георгия Гонгадзе и Игоря Александрова, это также убийство главного редактора газеты «Вечерняя Одесса» Бориса Деревянко, директора Одесской телекомпании «АМТ» Игоря Бондаря, главного редактора газеты «Слава Севастополя» Владимира Иванова и редактора газеты «Социальная политика» Александра Коваленко. Из этих шести дел два раскрыты: убийство Б. Деревянко и А. Коваленко.
Еще два дела были возбуждены прокуратурой с целью установить путем экспертиз, что журналисты покончили с собой: по факту смерти луганского собкора газеты «Киевские ведомости» Петра Шевченко и директора информационно-аналитического отдела телекомпании СТБ Мирославы Амехиной (больше известной под псевдонимом Марьяна Черная). По этим делам проведено расследование и установлено, что причастных к их смерти нет. Петра Шевченко нашли повешенным в заброшенной котельной 13 марта 1997 г. по улице Кадетский Гай в Киеве, недалеко от Лысой горы. Марьяна Черная повесилась в собственной квартире 24 июня 1999 г. Они оставили предсмертные записки, из которых явственно следует, что они сами приняли решение уйти из жизни.
-- То есть уголовные дела по факту смерти Вадима Бойко, Петра Шевченко и Марьяны Черной закрыты?
-- Да. После проведения экспертиз, в том числе почерковедческих и судебно-медицинских.
-- Коллеги Петра Шевченко сомневаются в том, что он добровольно ушел из жизни.
-- Если человека пытаются повесить, он отбивается, и на теле остаются следы. В данном случае никаких признаков борьбы не обнаружено, равно как и последствий какого-либо наркотика или газа.
Случается, что журналистов бьют «просто так».... За последние два года областными прокуратурами было возбуждено более 130 уголовных дел, связанных с преступлениями против журналистов. А на Евромайдане в Киеве с 22 ноября 2013 г. и до 22 февраля 2014 г. включительно было уже избито и травмировано 150 журналистов!
А в Крыму, похоже, осваивают новые подходы во взаимоотношениях с прессой -- с подачи Евпаторийского УБОП задержан главный редактор «Евпаторийской недели» Владимир Лутьев по подозрению в заказе на убийство депутата крымского парламента Николая Котляревского. Журналист считает обвинения местью за критические публикации.
В течение моей журналистской биографии довелось побывать на стольких пресс-конференциях, что точное их число назвать затруднительно. Но могу утверждать наверняка: ни одна не оставляла в душе и сердце столь неизбывное чувство горечи и скорби, как вчерашняя, организованная редакцией газеты «Киевские ведомости» и Фондом независимой прессы Украины. Посвящена она была гибели собкора упомянутого издания, поэта Петра Шевченко (г.Луганск). Его труп обнаружили вечером 13 марта в Киеве на улице Кадетский гай. Петр был повешен в помещении заброшенной котельни на пустыре недалеко от Жулян.
- За сутки до этого, - рассказал главный редактор «Киевских ведомостей» Евгений Якунов, - Петр утром приехал в Киев. Встретившему его нашему сотруднику он, не вдаваясь в подробности, высказал предположение, что находится «под колпаком». И добавил, что в поезде к нему подходили неизвестные люди, с которыми он общался. Пообещав явиться в редакцию после обеда, журналист исчез.
Коллеги погибшего высказали на пресс-конференции убеждение, что первоначальная версия - самоубийство (сразу же выдвинутая милицией) - вряд ли имеет под собой веские основания. «Не таким был Петр человеком, чтобы пойти на это», - считает его собрат по перу Сергей Киселев, расследовавший вместе с погибшим довольно резонансное дело о конфликте луганского мэра Алексея Данилова с местным СБУ. После серий острых публикаций в Луганске, по словам Киселева, фактически началась травля журналиста. И это при том, что материалы, написанные Шевченко, не содержали «каких-то крутых наездов, необъективности».
- Мы отметаем мысли о самоубийстве по нескольким причинам, - сообщила собравшимся заместитель главного редактора «Киевских ведомостей» Лариса Троян. - Действительно, в последнее время Петр казался подавленным, но не до такой степени, чтобы накладывать на себя руки. Он был настоящим бойцом, которого не пугают опасности и неудачи. Во время разговора со мной на прошлой неделе Шевченко делился своими творческими планами. И вдруг - он висит в петле в Богом забытой котельне, месторасположение которой неизвестно большинству коренных киевлян, тем более приезжему. Я думаю, наш собкор был носителем какой-то очень важной информации...
- Когда гибнут журналисты в Чечне - это трагично, но когда журналисты гибнут вот так, как Петр Шевченко, - это просто чудовищно, - с трудом сдерживая волнение, сказал Сергей Киселев.
Мы попросили нашего собкора в Луганске Сергея Кораблева разобраться в ситуации на месте. Конечно, не стали беспокоить семью погибшего журналиста. Тем более, зная о том, что супруга Петра Шевченко узнала о гибели мужа не от властей, а позвонив в «Киевские ведомости»...
Многие же в Луганске считают, что смерть Петра Шевченко опять связала между собой мэра Луганска Алексея Данилова и начальника УСБУ в Луганской области генерал-майора Юрия Землянского. Если первый никогда не скрывал своих симпатий к профессиональной деятельности П.Шевченко, то второй во время своей пресс-конференции прямо сказал о том, что: «По заявлению А.Данилова, за указанные публикации (в «Киевских ведомостях». - С.К.) он заплатил. Я платить не буду». При этом упомянув о том, что определенную роль при написании этих статей сыграл Петр Шевченко. Теперь же после всего, что произошло, векторы общественного внимания могут быть направлены в разные стороны, но все равно мнение о случившемся этих двух человек будет в центре. По просьбе «Зеркала недели» оба участника продолжающегося противостояния высказали свое мнение о случившемся.
Алексей Данилов, мэр Луганска: - Я буду делать официальное заявление по этому поводу. Не должно быть такого, чтобы человек в 42 года, входящий в десятку лучших журналистов «Киевских ведомостей», уходил из жизни. Я понял бы, если это произошло бы со мной или с Киселевым... Если проанализировать его публикации, то мягче и корректнее журналиста у нас в Луганской области не было. Он всегда предоставлял своим читателям возможность определиться самим в той или иной ситуации. У меня сейчас на столе лежит последний материал, над которым мы вместе с ним работали, где есть такие строки: «День проглотит ночь. На улицах будет темно и страшно. Могут пристать. Отнять шапку, а то и убить...» Когда мне ночью сообщили о случившемся, я больше не мог сомкнуть глаз.
Что касается мотивов случившегося, то если речь заходит о коммерческой версии - надо просто зайти домой и посмотреть, как жил этот человек. Заявления начальника УСБУ Ю.Землянского о том, что я заплатил Петру Шевченко, не имеют под собой никаких оснований. Я никогда никого не просил, чтобы написали, какой я хороший. А с Петром Николаевичем у меня были особенные отношения... Мы совместно разрабатывали социологическую программу «200 вопросов к луганчанам»... Я понял бы его смерть, если бы он написал эти публикации... Все, что произошло, я с трудом могу осмыслить. Никто в нашем государстве не защищен... Версия самоубийства? Я ее принимаю с трудом...
Юрий Землянский, начальник управления СБУ в Луганской области: - Я сегодня утром разговаривал в телефонном режиме с Киевом, и мне передали, что, по всей видимости, это было самоубийство. Первый осмотр никаких следов насильственной смерти не обнаружил. Окончательный результат покажет вскрытие. Я хочу заявить следующее, чтобы не было никаких спекуляций и кривотолков на эту тему: Служба безопасности Украины не имеет никакого отношения к тому, что произошло с журналистом «Киевских ведомостей» Петром Николаевичем Шевченко. Никаких претензий по поводу его публикаций у нас никогда не было. Что касается моего заявления на пресс-конференции, то я еще раз повторяю, что, говоря эту фразу, я ссылался на слова Алексея Данилова. А кому он это говорил - я знаю...
Смерть журналиста - это не только издержки профессионального риска. Это трагедия для близких, друзей и общества, оскорбление человеческого достоинства журналиста, как это было в случае с нападением на парламентского обозревателя Ирину Погорелову - слава Богу, менее серьезный, но не менее тревожный сигнал. В случае с Ириной органам правопорядка так пока ничего и не удалось выяснить. Расследование причин смерти Петра Шевченко впереди.
...Не знаю, как сейчас, а раньше бандиты, носившие с собой незаконно огнестрельное оружие, начинали день с того, что садились за стол и писали заявление, датированное этим же днем о том, что нашли пистолет и несут его в милицию. Неужели журналистам, освещающим политические и экономические вопросы, нужно начинать каждый день с того, чтобы садиться и писать: «В моей смерти прошу винить...»? Подобные вещи не спасут от расправы, но помогут следствию.
- http://cxid.info/kollegi-i-blizkie-petra-shevchenko-trebuut-dorassledovat-delo-jurnalista-n112915
- http://gazeta.zn.ua/LAW/v_moey_smerti_proshu_vinit.html
- Павлина СЕМИВОЛОС http://fakty.ua/82264-v-odnom-iz-rajonov-kieva-na-doske-obyavlenij-do-sih-por-visit-fotografiya-gongadze-s-podpisyu-quot-razyskivaetsya-propavshij-zhurnalist-quot
Комментариев нет:
Отправить комментарий